Изменение № 2 к НПБ 111-98

Изменения и дополнения, вносимые в нормы пожарной безопасности НПБ 111-98 “Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности”, утвержденные приказом ГУГПС МВД России от 23 марта 1998 г. № 25, согласованные с ГОССТРОЕМ России (письмо от 30.12.1997 г. № 13-831)

ИЗМЕНЕНИЕ № 2

Утверждено приказом ГУГПС МВД России от 08.11.2000 г. № 66

1. В конце пункта 1* добавить предложение: “Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов”.

2. Пункт 2* изложить в следующей редакции:

“В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Топливозаправочный пункт – АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

Традиционная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система1 которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

Блочная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция – АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС)- АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом”.

3. Первый абзац п. 5* изложить в следующей редакции: “Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС - приложением 3, многотопливным АЗС - разделами I, II, III и IV приложения 6, к автомобильным газозаправочным станциям – разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС или разделом V приложения 6 как для АГЗС с одностенными резервуарами, к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям - разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС”.

4. Второй абзац п. 10* изложить в следующей редакции: “от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;”.

5. Первое предложение п. 11 изложить в следующей редакции: “АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:”.

В последнем абзаце п. 11 после слова “хранения” добавить - “жидкого моторного”.

6. Пункт 12* изложить в следующей редакции:

“Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

N
п/п

Наименование объектов,
до которых определяется
расстояние

Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м

Расстояние от АЗС с надземными резервуарами, м

Тип А

Тип Б

1

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

15

25

2

Лесные массивы:

хвойных и смешанных пород

лиственных пород

25

10

40

15

30

12

 3

Жилые и общественные здания

25

50

40

4

Места массового пребывания людей

25

50

5

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

18

30

20

6

Торговые киоски

20

25

7

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

I, II и III категории

IV и V категории

Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)

12

9

15

20

12

20

15

9

20

8 Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) 25 30
9 Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС 15 30 25
10 Технологические установки категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007 100
11 Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции) По ПУЭ
12 Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа 20 40 30

Примечания: 1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25 %, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.

2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25 % (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11).

3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м”.

7. Пункт 13* изложить в следующей редакции:

“Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2


п/п

Наименование зданий и сооружений АЗС

Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе “Наименование... “, м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Подземные резервуары для хранения топлива

--

4

--

3/9

9

9/15

15

--

6

9

2

Топливораздаточные колонки

4

--

--

6/9

9

12/15

15

4

9

9

3

Площадка для АЦ

--

--

--

6/9

9

12/15

15

--

9

12

 

Здания для персонала АЗС и сервисного обслуживания транспортных средств:

                   

4

I, II и III степени огнестойкости класса С0 или С1

3/9

6/9

6/9

6

9

9

9

3/9

--/9

6

5

IV степени огнестойкости класса С0

9

9

9

9

12

9

12

6/9

6/9

9

 

Здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров:

                   
6 I, II и III степени огнестойкости класса С0 или С1 9/15 12/15 12/15 9 9 6 9 9/15 --/9 9

7

IV степени огнестойкости класса С0

15

15

15

9

12

9

12

12/15

6/9

12

8

Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами

--

4

--

3/9

6/9

9/15

12/15

--

6

9

9

Площадка для стоянки транспортных средств

6

9

9

--/9

6/9

--/9

6/9

6

12

6

10

Котельная на дизельном топливе

9

9

12

6

9

9

12

9

6

--

Примечания: 1. Расстояния указаны: в числителе – до стен зданий, в знаменателе – до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные “--”, не нормируются и принимаются, исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.

2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.

3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30 %.

4. Расстояния не нормируются:

а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;

б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.

5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 ед. транспортных средств. В строке 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50 %.

6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ”.

8. В первом предложении п. 14* после слова “АЗС” добавить - “жидкого моторного топлива”.

9. Пункт 20* изложить в следующей редакции:

“На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.

Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, многотопливных АЗС, АГНКС или АГЗС, отвечающих требованиям разделов I, II, III и IV приложения 6, допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для сервисного обслуживания транспортных средств – посты технического обслуживания и мойки автомобилей.

На территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и АГЗС с одностенными резервуарами (раздел V приложения 6) размещение котельной не допускается.

Магазин сопутствующих товаров, размещаемый на территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива или АГЗС с одностенными резервуарами, не должен иметь торгового зала”.

10. Пункт 21* изложить в следующей редакции:

“На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий “А”, “Б” (за исключением помещений для оборудования со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС) и “Г” (за исключением котельной).

В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли (например, окраска и т. п.)”.

11. Пункт 22* изложить в следующей редакции:

“Здания и сооружения, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1 или IV степени огнестойкости класса С0 и, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 ° С. При этом, как правило, следует применять электроколы.

Допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 ° С. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии”.

12. В п. 25 после слова “средств” добавить – “(за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе)”.

13. Пункт 29 изложить в следующей редакции:

“В случае, если выход из помещений зданий АЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону”.

14. Второй абзац п. 30* изложить в следующей редакции: “Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и СУГ не допускается”.

15. Пункт 32 изложить в следующей редакции:

“Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС, ТРК традиционных и модульных АЗС, а также раздаточные колонки АГЗС и АГНКС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т. п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается”.

16. В первом предложении п. 35* после слова “АЦ” добавить - “с жидким моторным топливом”.

17. Заголовок IV раздела изложить в следующей редакции: “Общие требования к технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива”.

18. Пункт 94 изложить в следующей редакции:

“Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС должна составлять не менее 100 м3, которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.

Расход воды на наружное пожаротушение АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов).

Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется по СНиП 2.04.02-84* (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС - как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств - как для производственных зданий). Общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов) следует принимать не менее 15 л/с”.

19. Пункт 95 изложить в следующей редакции:

“Наружное противопожарное водоснабжение АГНКС или АЗС жидкого моторного топлива, размещенных вне населенных пунктов, допускается не предусматривать в следующих случаях:

на АЗС жидкого моторного топлива, если применяются только двустенные надземные резервуары общей вместимостью не более 40 м3 или подземные резервуары;

на АГНКС или АЗС на жидком моторном топливе, если отсутствуют помещения сервисного обслуживания.

На таких АЗС необходимо предусматривать дополнительные стационарные или передвижные огнетушители. Тип дополнительных огнетушителей и их количество определяются по согласованию с территориальными подразделениями ГПС”.

20. Пункт 96 изложить в следующей редакции:

“Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.

Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 м2 (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнивать к складским помещениям.

В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания”.

21. В приложение 1* “Термины и определения” добавить следующее определение: “АГЗС с одностенными резервуарами – АГЗС, технологическая система которой не отвечает требованиям пп. 20.2 и 20.3 приложения 6 настоящих норм”.

“Аварийный расход газа по трубопроводу - расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы”.

“Безопасное перекрытие утечки топлива - перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20 % от НКПР”.

22. Заголовок приложения 2 изложить в следующей редакции: “Требования к топливозаправочному пункту жидкого моторного топлива”.

23. Пункт 1 приложения 2 изложить в следующей редакции:

“Минимальные расстояния от технологического оборудования и сооружений топливозаправочного пункта жидкого моторного топлива до зданий, сооружений и наружных установок предприятия, на котором он размещается, следует принимать в соответствии с таблицей.


п/п

Наименование зданий, сооружений и наружных установок

Подземные резервуары для топлива и очистные сооружения

Надземные резервуары для топлива

Топливораздаточные колонки

Площадка для АЦ 

1

Производственные здания и помещения категорий А, Б, Г; наружные установки категорий АН, БН, ВН, ГН; площадки хранения транспортных средств для перевозки опасных грузов классов 2-4, 8 и подкласса 9.1 по ГОСТ 19433

30

30

30

30

2 Производственные здания категорий В и Д, помещения категорий В1-В4 и Д, наружные установки категории ДН:        
здания I, II степени огнестойкости классов С0 и С1 и III степени огнестойкости класса С0 6 12 6 9
здания III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости класса С0 9 16 9 12
здания IV, V степени огнестойкости и наружные установки категории ДН 12 20 12 18

3

Административные и бытовые здания

18

25

18

25

4

Открытые площадки и навесы для хранения транспортных средств

6

12

6

9

5

До оси внутренних железнодорожных путей предприятия

10

15

10

15

6

До края проезжей части автомобильных дорог предприятия

5

9

5

9

7

Здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007-76*;площадки хранения транспортных средств для перевозки опасных грузов классов 1, 5-7 и подкласса 9.2 по ГОСТ 19433

100

100

100

100

Примечания: 1. Расстояния до зданий, указанные в строке 2, не нормируются, а расстояния, указанные в строке 3, допускается уменьшать на 50 %, если стена здания, обращенная в сторону топливозаправочного пункта, является противопожарной и не имеет проемов.

2. В таблице приведены расстояния до очистных сооружений, относящихся к топливозаправочному пункту и отвечающих требованиям настоящих норм. Расстояния до очистных сооружений предприятия определяются в зависимости от их категории.

3. Расстояния, указанные в строке 4, приведены до площадок хранения легкового и мототранспорта в количестве не более 10 ед. При увеличении этого количества до 50 ед. указанные расстояния должны быть увеличены на 30 %, а свыше 50 ед. – на 60 %. При организации стоянок для других транспортных средств расстояния следует увеличивать на 50 %.

4. При размещении в зданиях категорий В и Д, не относящихся к топливозаправочному пункту, помещений категорий А, Б, Г расстояния до стен (перегородок) этих помещений должны приниматься не менее 30 м”.

24. Заголовок приложения 4 изложить в следующей редакции: “Требования к АЗС жидкого моторного топлива, на которых предусматривается применение одностенных надземных резервуаров”.

25. В позиции 6 таблицы п. 3* приложения 4 вместо слов “Торговые палатки и киоски” записать “Торговые киоски”.

26. Пункт 1 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“ На многотопливных АЗС не допускается размещение:

передвижных АЗС для заправки любым видом топлива;

пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств;

газораспределительного пункта”.

27. Пункт 2 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Допускается использование передвижных газозаправочных (СУГ) и газонаполнительных (сжатый природный газ) станций при условии размещения их в безопасных местах и эксплуатации по инструкции, согласованных с территориальными подразделениями ГПС с учетом требований, предъявляемых настоящими нормами к АГЗС с надземными одностенными резервуарами (для газозаправочных станций) и АГНКС (для газонаполнительных станций)”.

28. Первое предложение п. 4 приложения 6 изложить в следующей редакции: “Минимальные расстояния от многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) до объектов, к ним не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей П.6.1”.

В позиции 6 таблицы П.6.1 приложения 6 вместо слов “Торговые палатки и киоски” записать “Торговые киоски”.

29. Таблицу П.6.3 приложения 6 изложить в следующей редакции.

Таблица П.6.3

п/п

Наименование зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия

Расстояние, м, до зданий с оборудованием технологической системы АЗС с наличием

Расстояние, м, до наружных установок технологической системы АЗС с наличием

Расстояние, м, до заправочной колонки с наличием

Расстояние, м, до площадки для АЦ с СУГ

СУГ

сжатого газа

СУГ

сжатого газа

СУГ

сжатого газа

 

1

Производственные здания и помещения категорий А, Б и Г. Наружные установки категорий Ан, Бн, Вн, Гн; площадки для хранения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 2-4, 8 и подкласса 9.1 по ГОСТ 19433

40

30

40

30

40

30

40

2

Производственные здания категорий В и Д, помещения категорий В1-В4 и Д, наружные установки категории ДН:

             
здания I, II степени огнестойкости классов С0 и С1 и III степени огнестойкости класса С0 25 10 25 15 25 15 25

здания III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости класса С0

30

15

30

20

30

20

30

здания IV, V степени огнестойкости и наружные установки категории ДН

35

20

35

25

35

25

35

3

Административные и бытовые здания

35

20

35

25

35

25

35

4

Открытые площадки и навесы для хранения транспортных средств

20

10

20

15

20

15

20

5

До края проезжей части автомобильных дорог предприятия

15

10

20

15

15

10

20

6

Площадки для хранения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 1, 5-7 и подкласса 9.2 по ГОСТ 19433

      100      

Примечание. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм”.

30. Пункт 8 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа. Указанные котельные должны размещаться в отдельно стоящих зданиях с учетом требований п. 22* настоящих норм”.

31. Первый абзац п. 11 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Сбросная труба паров СУГ должна иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств. При этом для аварийного сброса паров СУГ допускается использовать устройства, регламентированные ПУ и БЭФ-91”.

32. Первое предложение п. 12 приложения 6 исключить.

33. Второй абзац п. 13 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м. Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС”.

34. Пункт 14 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Площадка для автоцистерны с СУГ должна быть оснащена таким образом, чтобы ограничить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Указанное оснащение площадки для АЦ с СУГ допускается осуществлять следующим образом:

оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ;

поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров;

оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей”.

35. В п. 17 приложения 6 после слова “АЗС” добавить “и АГНКС”.

36. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:

“При наполнении одного из резервуаров топливом (за исключением сосудов сжатого природного газа) должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара, и всех раздаточных колонок АЗС”.

37. Первый абзац п. 19.9 изложить в следующей редакции:

“Запорная трубопроводная арматура с ручным и дистанционным приводом (включая электромагнитный), применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается сжатый природный газ и СУГ, должна соответствовать классу В герметичности затворов по ГОСТ 9544”.

38. Пункт 19.11 изложить в следующей редакции:

“Конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором находятся сжатый природный газ, СУГ и его пары, без его демонтажа, так и межстенных пространств оборудования для СУГ. При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЗС) и автоматическое (при срабатывании пожарных извещателей или сигнализаторов довзрывоопасных концентраций) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных с обеих сторон надземных или расположенных в помещениях трубопроводов и оборудования от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы”.

39. Пункт 20.1 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.

К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, засыпаемые грунтом на высоту не менее 0,5 м выше их верхней образующей и ширину, обеспечивающую предотвращение разрушения насыпи в условиях эксплуатации, или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить предотвращение образования пустот между резервуаром (трубопроводом) и защищающим его материалом в течение времени эксплуатации резервуара (трубопровода).

На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3.

Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящими нормами расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АЗС”.

40. Пункт 20.2 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Технологическая система должна обеспечивать возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20 % от нижнего концентрационного предела распространения пламени с вероятностью выше 10-6 в год.

Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Резервуары для хранения СУГ и их оснастка (патрубки, штуцеры, фланцы, заглушки и т. п.), имеющая сварные соединения, а также все разъемные соединения до первой запорной арматуры, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из резервуаров, должны быть двустенными. Они должны быть оснащены системами постоянного контроля герметичности их межстенного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое отключение компрессорного оборудования, прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС”.

41. Пункт 20.3 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Трубопроводы СУГ и его паров, проходящие в зоне возможного присутствия водителей и пассажиров, должны быть размещены подземно. Технологическая система должна обеспечивать возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из указанных трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20 % от нижнего концентрационного предела распространения пламени с вероятностью выше 10-6 в год.

Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Помимо патрубков, указанных в п. 20.2, трубопроводы СУГ и его паров, проходящие по территории АЗС, на которой проектом допускается присутствие водителей и пассажиров, должны быть выполнены двустенными по всей длине (включая разъемные соединения) и оснащены системами постоянного контроля герметичности их межтрубного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации, автоматическое прекращение подачи СУГ и его паров в разгерметизированный участок трубопровода с одновременным его перекрытием, операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования”.

42. Пункт 20.5 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Резервуары для хранения СУГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема)”.

43. Пункт 20.6 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Ввод трубопроводов, штуцеров, патрубков, люков и т. п. в резервуары для хранения СУГ рекомендуется осуществлять в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения”.

44. Пункт 20.8 приложения 6 изложить в следующей редакции:

“Наполнение резервуаров СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Эти резервуары должны быть оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ.

Допускается предусматривать подачу СУГ на раздаточные колонки АГЗС общего пользования из резервуаров газонаполнительных станций или пунктов при условии:

отсутствия резервуаров СУГ на территории АГЗС;

обеспечения дистанционного (из операторной АГЗС) перекрытия трубопровода подачи СУГ, осуществляемого на территории газонаполнительной станции или пункта;

блокировки подачи СУГ на раздаточные колонки АГЗС при наполнении резервуара, из которого осуществляется указанная подача.

Минимальные расстояния от раздаточных колонок до зданий и сооружений газонаполнительной станции или пункта, с которого осуществляется подача СУГ на раздаточные колонки АГЗС, следует определять в соответствии с таблицей П.6.1 настоящих норм. При этом расстояния от раздаточных колонок АГЗС до подземных резервуаров газонаполнительной станции или пункта допускается уменьшать, но не более чем на 50 %”.

45. В приложение 6 добавить п. 20.11 следующего содержания: “На трубопроводах ТС для паровой и жидкой фазы СУГ в непосредственной близости от места их соединения с рукавами АЦ и заправочными устройствами транспортных средств следует предусматривать специальные устройства, обеспечивающие предотвращение поступления газа из трубопроводов ТС в атмосферу при нарушении герметичности указанных рукавов и заправочных устройств”.

46. Во втором абзаце п. 22 приложения 6 после слов “должны быть оснащены” исключить слово “кольцевым”.

47. Пункт 24 приложения 6 изложить в следующей редакции: “Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара следует предусматривать устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. Системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной.

Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара”.

48. Пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания: “Расчетное время подачи воды на охлаждение следует принимать не менее 60 мин”.

49. Пункт 28 приложения 6 исключить.

50. Дополнить приложение 6 разделом “V. Требования к АГЗС с одностенными резервуарами” следующего содержания:

“29. На АГЗС с одностенными резервуарами не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала.

30. Здания АГЗС с одностенными резервуарами должны быть I или II степени огнестойкости класса С0 или С1.

31. Применение надземных одностенных резервуаров для хранения СУГ допускается только на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов и предприятий.

32. Минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, принимаются по таблице П.6.4.

Таблица П.6.4

п/п

Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние, м, от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АГЗС

с подземными резервуарами с СУГ

с надземными резервуарами с СУГ

1

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

80

100

2

Лесные массивы:

хвойных и смешанных пород

лиственных пород

60

40

100

60

3

Жилые и общественные здания

100

300

4

Места массового пребывания людей

100

300

5

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

50

100

6

Торговые киоски

60

100

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

   

I, II и III категории

IV и V категории

50

30

100

60

Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)

50

100

8

Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)

80

100

9

Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС

100

100

10

Технологические установки категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по
ГОСТ 12.1.007-76*

100

100

11

Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)

По ПУЭ

12

Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

50

100

33. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС с одностенными резервуарами следует принимать по таблице П.6.2. Минимальные расстояния до надземных резервуаров хранения СУГ следует увеличивать на 50 % по сравнению с расстояниями до подземных резервуаров, указанными в таблице П.6.2. Расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 20 м.

34. Ввод трубопроводов, штуцеров и патрубков в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения.

Допускается предусматривать ввод трубопроводов ниже номинального уровня заполнения резервуаров при условии оборудования указанных вводов устройствами:

автоматически предотвращающими выход СУГ из резервуара при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;

обеспечивающими безопасное перекрытие трубопроводов;

защищенными от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к их отказу;

отвечающими требованиям п. 19.9 приложения 6.

35. Трубопроводы с СУГ и его парами допускается выполнять одностенными и размещать надземно в местах, исключающих их повреждение транспортными средствами, и вне зон с наличием водителей и пассажиров.

36. Общая вместимость резервуаров не должна превышать 20 м3, единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость подземных резервуаров для СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

37. На АГЗС допускается не предусматривать:

оснащение площадки для АЦ по п.14 приложения 6;

датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных островках по п. 20.9 приложения 6;

защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по п. 20.10 приложения 6;

системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по п. 24 приложения 6;

противопожарный водопровод высокого давления.

38. Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом исходя из интенсивностей и времени тушения и охлаждения по п. 25 приложения 6, но не менее 200 м3, расположенных от АГЗС на расстоянии не более 200 м”.